Интервью с Харальдом Крумпёком

Интервью с Харальдом Крумпёком

3 июля австрийский скрипач и дирижер выступит с Симфоническим оркестром Капеллы

Харальд Крумпёк: «Музыка Штрауса – это уникальная вселенная»

Харальд Крумпёк: «Музыка Штрауса – это уникальная вселенная»

3 июля вместе с Симфоническим оркестром Капеллы Санкт-Петербурга выступит австрийский скрипач и дирижер Харальд Крумпёк – музыкант с мировым именем, один из наиболее авторитетных и харизматичных солистов Венского филармонического оркестра, великолепный исполнитель и интерпретатор музыки Иоганна Штрауса. Сочинения короля вальсов станут настоящим украшением закрытия сезона в Капелле. 

– Почему вы решили исполнить произведения Иоганна Штрауса в России?

– Тому есть много веских причин, одна из которых очень проста: это великолепная музыка! Еще одна причина состоит в том, что в некотором роде эти произведения берут свое начало в России: все братья Штраусы – Иоганн, Йозеф и Эдуард – давали здесь концерты, особенно Иоганн Штраус-младший: в Павловске он провел одиннадцать летних сезонов в период с 1856 по 1869 год. Здесь были впервые исполнены многие из самых известных его сочинений, такие как полька «Трик-трак», «Полька-пиццикато» (в соавторстве с братом Йозефом) или Perpetuum mobile. Некоторые произведения исполнялись в России под другими оригинальными названиями. Полька «В лесу Крапфен», например, изначально называлась «В Павловском лесу», а «Египетский марш» впервые был исполнен под названием «Черкесский марш».

– В чем состоит особенность этой музыки, в чем ее суть?

–  Это не так просто объяснить. Существует много замечательной музыки из разных стран и разных эпох, но эта в некотором смысле уникальна: в момент своего появления она служила для развлечения, это была поп-музыка того времени. Но затем под влиянием очень яркой и полной эмоций музыкальной жизни, которая шла в Вене, где творили Шуберт, Брамс и Брукнер, она постепенно превратилась в уникальную вселенную, в нечто невероятно изысканное и уникальное. Гениальность Иоганна Штрауса-младшего признавали величайшие музыканты его времени. Иоганнес Брамс сказал: «Иоганн Штраус — единственный, кому я завидую. Он творит музыку, у него всегда есть идея». Рихард Вагнер: «Иоганн Штраус — самый музыкальный мыслитель нашего времени». Эмиль Золя: «Писатели показывают миру, насколько он нищ. Штраус же демонстрирует всю его прелесть».

– Как дирижировать исполнением этой музыки?

– Это можно делать по-разному. Некоторые дирижеры, например Лорин Маазель, очень точно контролировали каждую деталь, иногда показывали палочкой каждую отдельную ноту. Другие предоставляют больше свободы музыкантам оркестра, иногда дают творчески раскрыться солисту или позволяют вторым скрипкам не сразу выйти в новый темп. В этом случае получается довольно камерное музицирование. Я предпочитаю дать скрипке ведущую роль, иногда дирижировать, чаще всего также играть. Эта музыка идет от скрипки, состоит из скрипки, в отличие от большинства других великих музыкальных произведений, построенных на звучании фортепиано. Иоганн Штраус-отец был отличным скрипачом, и Иоганн Штраус-младший тоже играл на этом инструменте и дирижировал со скрипкой в руках. Самым важным элементом в музыке всегда является мелодия. Музыка вся состоит из мелодии, в которой слышна невероятная фантазия, свобода и поэзия. Но просто уже потому, что мелодия пользуется такой свободой, очень важную роль имеет и аккомпанемент. Он должен создать пространство, но иногда также и «догнать» мелодию, вернуть ее на землю.

– Есть ли различие в исполнении музыки Штрауса в разных странах?

– Возможно, да. Конечно, мы чаще играем эту музыку в Вене, и там существуют традиции, восходящие к эпохе композиторов, но в принципе она, как любая великая музыка, универсальна, ее можно играть везде. Во всем мире любят ее слушать и понимают ее язык. Поэтому музыка обладает той самой невероятной силой, которая объединяет людей, а иногда и народы. В наше время этот аспект для меня особенно важен.